1920 Карские экспедиции
Оглавление
Рождение Карских экспедиций имели определенные цели.
Во-первых, голод, неурожай, гражданская война вынудили правительство молодой республики обратиться к сибирским регионам с просьбой об оказании помощи голодающим и вывозе хлеба.
Во-вторых, страна остро нуждалась в валюте, а почти единственно, чем могла торговать в то время Россия, был лес, на который так богата сибирская тайга.
Так родились Карские экспедиции, в которых активное участие принимали речники Оби и Енисея.
Первая Карская экспедиция так и называлась в народе хлебная, которая состоялась в 1920 году. В ней участвовали два отряда судов из Архангельска: один отряд ушел на Обь, а другой на Енисей под руководством Неупокоева и полярного капитана Николаева.
От енисейцев в этой экспедиции участвовали пароходы «Орел» (быв."Гленмор«) и «Надежда Крупская» (быв. «Ангара»), 3 лихтера и 2 баржи. Речной экспедицией руководил К. А. Мецайк. На судах находились грузчики в количестве 280 человек и вооруженная охрана.
В Усть-Порту с речных судов перегружалась мука и другие продукты на морские суда Карской экспедиции (с 20.08 по 20.09).
Первая товарообменная экспедиция состоялась в 1921 году, в которой приняли участие 3 парохода, 4 лихтера и 2 баржи Енисейского флота. На них в Усть-Порт было доставлено 160,5 пуда груза. Экспедицией руководил полярный исследователь О. Свердруп (с 10.08 по 20.09).
В 1924 году состоялась 4-я Карская экспедиция в августе-сентябре по вывозу лесоэкспорта за границу. Впервые с Енисея (Усть-Порта) было вывезено СМП 757 стандартов сибирского леса.
Шестая Карская экспедиция в 1926 году положила начало регулярного вывоза леса с Енисея. Было вывезено 1513 стандартов леса и впервые курейский графит в количестве 1355 тонн.
Переломным моментом в лесных Карских экспедициях послужило открытие енисейским капитаном П. Ф. Очеретько Игарской протоки с достаточными глубинами для захода морских судов, защищенной от непогоды в отличии от Усть-Порта.
В 1928 году в Игарской протоке грузились сибирским лесом три морских транспорта.
С началом строительства морского порта в Игарке в 1929 году все суда Карских экспедиций производили грузовые операции в Игарской протоке.
|