вернуться на главную | добавить в избранное
Раскрой для себя мир Енисея
Все красоты
Енисея
 
Интерактивная карта Енисея
   

1909 Красноярский Затон

Оглавление

В 1909 году в газете «Красноярский рабочий» появилось сообщение, что «Землечерпательная казенная машина поставлена у Перевозинской деревни, где она производит выемку грунта в русле Енисея». Этот год и считается рождением старейшего в городе Красноярске ремонтного и отстойного пункта для судов — Красноярский Затон.

Раньше такие отстойные пункты создавались в разных местах на Енисее — у левого берега в Кузнечной протоке, у левого берега выше д. Коркино и др. местах. Но ледоходом защитные дамбы часто разрушались.

В 1906 году сильным ледоходом пароходы «Россия» и «Стрела» были вынесены на косу Коровьего лога и едва не погибли. В 1908 году сильным ледоходом в Посадной протоке (напротив нынешнего театра оперы и балета) вынесло и сильно повредило суда, что послужило сигналом для строительства Красноярского Затона.

На первую зимовку в ковше затоне встало 26 судов. Первым начальником затона и зимовки флота стал бывший капитан парохода «Стрела», механик з/машины «Сибирская-3» А. В. Телегин. К 1914 году в Красноярском затоне с названием — Механические мастерские — отстаивалось и ремонтировалось больше 70 судов, а в 1917 году — более 100 судов.

В 1926 году Затону была выдана Земельная грамота (запись) на право пользования землей ниже д. Перевозинской с площадью земли в 186,18 десятин (203,4 га) и водной акваторией затона в 258,22 десятины (282,11 га).

В 1936 году приказом Наркома речного флота РСФСР Красноярский затон был переименован в Красноярский судоремонтный завод (КСРЗ). На заводе, кроме отстоя и ремонта судов, стали заниматься судостроением. Так с 1936 году были построены пароходы «Максим Горький», «Николай Острвский», «Михаил Литвинов», «Каганович» и другие. В 1939—1940 гг — пассажирские двухпалубные теплоходы мощностью 800 лс «Иосиф Сталин» и «Серго Орджоникидзе».

Вершиной судостроения на Красноярском судоремонтном заводе стало строительство туера «Енисей» мощность 2000 лс в 1964 году для подъема судов и составов в Казачинском пороге, который сменил своего «дедушку» — пароход «Ангару».

Позже, в 1980-е годы, судоремонтный завод приступил к строительству буксиров-толкачей мощностью 450 лс проекта Р-45Б, пришедшие на смену пароходам.

1909 Красноярский Затон