Bonusregistercard.com: 40 states now when yes and get your game face on. Bonusregistercard.com: 40 states now when yes and get your game face on.
вернуться на главную | добавить в избранное
Раскрой для себя мир Енисея
Все красоты
Енисея
 
Интерактивная карта Енисея
   

1907 Судоходство на верхнем Енисее

Оглавление

Судоходство на верхнем Енисее сдерживал Большой порог, расположенный выше Минусинска. Бурное, быстрое течение было непреодолимым препятствием для пароходов.

Впервые моторный катер «Идея», принадлежавший изыскательной партии, которой руководил Е. В. Близняк и инженер МПС В. М. Родевич, с помощью тросов и лебедок был поднят выше Большого порога по малой воде в 1907 году. Этот год считается началом судоходства выше Минусинска.

В 1909 году катер «Идея» вновь был поднят через Большой порог для работы на верхнем Енисее, но уже в обход Большого порога по берегу.

До строительства обходного пути весь груз перевозился на лошадях на расстояние 1,1 км, где была построена шоссейная дорога.

В 1912 году через Большой порог был поднят пароход «Обь» мощностью 400 лс, длиной 46,9 м. и осадкой 1 м. А в 1925 году через Большой порог подняли пароход «№-96» (быв. пароход «Минусенок»). Он был поднят волоком на санях и по обходному шоссе спущен в устье реки Казыр-Сук, после чего пароход прибыл в Кызыл. Операцией руководил П. Балашкин.

В 1929 году с помощью больших деревянных воротов, талей и блоков через Большой порог был поднят пароход «Улу-Хем». Подъем длился 2 дня. Пароход ушел в Туву, где проработал до 1930 года. Ему на смену были подняты пароходы «П. Щетинкин» и «Н. Крупская», а позднее и пароход «Иртыш».

В 1937 году через Большой порог с трудом был поднят пассажирский пароход «М. Литвинов», но из-за своих больших габаритов он оказался непригодным для работы в Туве. А с 1938 по 1951 год практически прекратились перевозки на верхнем Енисее.

В 1952 году в связи с необходимостью доставки груза в Туву начался второй этап судоходства на верхнем Енисее. Для этих целей капитан-наставник С. М. Чемагин и Н. Г. Копцев предложили оригинальный способ подъема судов через Большой порог с помощью тросов, канифас-блока и тракторов. Один конец троса на поплавке спускался по реке и крепился на носу судна, а другой конец через канифас-блок крепился к тракторам. Подъем занимал всего 1,5 часа. Таким образом были подняты теплоходы «Туркменистан», «Казахстан», «Азербайджан», пароход «Герой Гастелло». Таким способом было поднято и отправлено 22 судна.

В 1964 году на Красноярской судостроительной верфи были построены суда «Советская Тува» и «Чадан» мощностью 900 лс специально для работы на верхнем Енисее, которые в мае этого года впервые в истории судоходства прошли Большой порог своим ходом. А вместе с ними были подняты теплоходы «Кызыл», «Якутия» и «Киргизия».

В связи со строительством Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС перевозки в Туву прекратились.

1907 Судоходство на верхнем Енисее