вернуться на главную | добавить в избранное
Раскрой для себя мир Енисея
Все красоты
Енисея
 
Интерактивная карта Енисея
   

1863 Первый пароход

Оглавление

Енисейское речное пароходство ведет свое летоисчисление с постройки в 1863 году в городе Енисейске первого парохода «Енисей». Строительство вели богатые енисейские купцы братья Кытмановы, А. С. Баландин, братья Калашниковы и Грязновы, которые организовали в 1861 году частную пароходную компанию — «Енисейская компания пароходства и торговли» с уставным капиталом в 24000 рублей.

Пароход был заложен на стапелях в устье р. Мельничной 24 июня 1862 года. Машина была закуплена в Перьми и на лошадях доставлена в Енисейск. Корпус судна строился из дерева. Руководил постройкой парохода и сбором машины вольноотпущенный, бывший крепостной княгини Трубецкой, механик-самоучка Худяков, который до этого руководил строительством пароходов на других реках. Более подробных сведений о Худякове нет.

Пароход «Енисей» был построен и спущен на воду 20 мая 1863 года. Он имел длину 25 сажен, ширину — 3 сажени и осадку — 5,4 аршина. Мощность машин составляла 60 номинальных сил (240 лс).

Свой первый рейс «Енисей» совершил 29 мая с Енисейска вниз до села Усть-Кемь на расстояние 12 км. На его борту было более 100 почетных гостей города во главе с городской головой и купечеством. Рейс вниз длился 39 минут, а обратно — 1 час 40 минут. Так было открыто паровое судоходство на Енисее.

Вместе с пароходом «Енисей» были построены две деревянные баржи, с которыми пароход отправился в свой первый рейс на север 31 мая 1863 года. На баржах был груз — хлеб и промышленные товары. Пароход следовал до Гольчихи. В Туруханске на его борту побывал знаменитый архангельский купец, радетель Сибири, М. К. Сидоров и поздравил капитана А. С. Попова с открытием парового судоходства на Енисее. Судно прошло вниз более 2000 верст, сделав 15 остановок у зимовий, станков и стойбищ, и 22 июня прибыло в конечный пункт — базу рыбного промысла на Бреховских островах.

24 июня пароход «Енисей», оставив одну баржу с 25-ю рабочими для засолки рыбы, отправился в обратный путь. На устье рек Курейке и Нижней Тунгуске был принят груз графит. И уже 16 июля первый караван с низовья Енисея прибыл вечером в Енисейск. Его встречали пушечной пальбой. До глубокой ночи на набережной гулял народ, радуясь возвращению парохода.

В этом же году пароход «Енисей» совершил второй рейс в низовье Енисея. Основной груз его был рыба и пушнина.

Вместе с пароходом «Енисей» был построен второй пароход «Опыт» енисейскими купцами Ефимовым и Сизовым мощностью 25 номинальных сил (100 лс), который также совершил один рейс до Гольчихи с баржой. Оба эти судна арендовал золотопромышленник М. К. Сидоров. На пароходе «Опыт» он совершил поездку по Енисею, целью которой была возможность судоходства и изучение условий плавания на Енисее.

Так состоялось открытие парового судоходства на Енисее.

Деревянный корпус парохода «Енисей» через 10 лет пришел в негодность, и в 1879 году паровые машины парохода были перенесены в новый деревянный корпус, удлиненный на 18 метров, и пароход «Енисей», прослужив до 1907 года, был списан.

1863 Первый пароход